Питание © Санаторный ясли-сад №174 г.Минска

 

XX

Изменение размера шрифта

Все современные браузеры позволяют изменять размер шрифта на странице сайта путем изменeния масштаба

В большинстве случаев для изменения масштаба воспользуйтесь комбинацией клавиш "Ctrl и +" или "Ctrl и -"

Так же можете использовать комбинацию "Ctrl и скролл"

Дополнительная информация доступна по ссылке https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

РусскийБеларускi

 

Государственное учреждение образования
Санаторный ясли-сад №174 г.Минска

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

индекс цитирования

индекс цитирования

 

наш баннер

 

админ сайта

 

© copyright

 

Питание


Несколько советов родителям - как воспитать в ребенке правильное отношение к здоровой пище и питанию.

Один из самых важных шагов в воспитании здорового ребенка - организация правильного питания.

Мы предлагаем Вам несколько советов, которые помогут родителям развить у детей правильное отношение к здоровой пище:

  1. Нельзя ограничивать ребенка в еде. Это просто может отрицательно отразиться на росте и развитии ребенка!
  2. Всегда имейте дома или с собой здоровые продукты питания. Если у вас на столе будет стоять блюдо с фруктами, ребенок всегда будет отдавать предпочтение фруктам.
  3. Не нужно категорически делить еду на «хорошую» и «плохую». Вместо этого лучше расскажите, почему здоровая пища важна для занятий спортом или здорового внешнего вида вашего чада.
  4. Поощряйте выбор здоровой пищи. Хвалите своего ребенка за то, что он выбирают правильную пищу.
  5. Никогда нельзя поощрять ребенка за правильное поведение или выполненные обязанности едой. Такой подход приведет к тому, что вы разовьете у ребенка неправильное восприятие пищи.
  6. Собирайте семью вечером за ужином. Сделайте это семейной традицией. Исследования показали, что дети, которые обедают за столом вместе с семьей, лучше питаются и меньше подвержены проблемам в подростковом возрасте.
  7. Вовлекайте детей в процесс принятия решений. Если здоровая еда, особенно овощи, получает более высокую оценку, подавайте ее чаще. То, что дети не любят, готовьте реже. Это позволяет детям принимать решение по поводу пищи.
  8. Никогда без консультации врача не принимайте решение о том, нужно ли вашему ребенку похудеть или поправиться. Если у вас и возникли такие подозрения, обязательно проконсультируйтесь с педиатром и с диетологом, и только после этого вносите изменения в рацион ребенка. Помните, что каждый ребенок индивидуален. В первую очередь, это касается и его телосложения и аппетита.
  9. Никогда не говорите ребенку и не обращайте внимания на заявления со стороны других людей, что он слишком толстый или худой.

Помните, что основы правильного питания, которые вы дадите своим детям в раннем возрасте, защитят их от проблем с весом и здоровьем на всю оставшуюся жизнь. Даже если будут периоды, когда они будут отходить от привитых вами правил в сторону, рано или поздно ваши дети вернутся к тому, к чему вы их приучили в детстве. Знайте, что научить ребенка правильно питаться за короткое время нельзя, однако никогда не поздно это начать делать.

 

Воспитание у детей культуры и навыков поведения за столом

Ваш ребенок достаточно взрослый для тех требований, которые к нему будут предъявляться. То, чему Вы научите ребенка в раннем возрасте – останется на всю жизнь. Очень важно не упустить момент его страстного желания - делать все самостоятельно! Если этот момент упустить и делать всё за ребенка (я делаю аккуратнее и быстрее; он еще очень мал; и т.д.), вы рискуете, прежде всего, психическим здоровьем ребенка. Упущенный навык в определенном возрасте, (а виновны только Вы – не научили!), создает потом трудности, прежде всего, для ребенка. Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если Вы будете объяснять ребенку, почему так делать нельзя. Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть «развалившись», то прольешь на себя суп из ложки…

Родители, помните! Вести себя ДОМА нужно ТАК ЖЕ, КАК И В ГОСТЯХ! Никогда не давайте скидку «ничего страшного, он же дома! Здесь же все свои!» Ребенок искренне не поймет, почему дома ему разрешали, есть торт руками и плеваться тем, что ему не нравится, а тут мама вдруг начинает ругать!!! Ребенку непонятно почему вы так поступаете…

ЕСЛИ это нельзя – это нельзя ВСЕГДА! ЕСЛИ это можно – это можно ВСЕГДА!

  • Ребенка, как можно раньше (уже с года) можно посадить с вами за общий стол, но поставив его высокий стульчик. Малыш непременно оценит Ваше внимание к его «персоне»! Ему не меньше Вашего хочется быть взрослым.
  • В столовую (кухню) мы не приносим игрушки. Столовая - только для еды. «Отнеси игрушки в игровую комнату. Положи их на стульчик, просто на полу в уголке... Игрушки подождут тебя, пока ты поешь…».
  • Мы сели за стол. Прекращаем все игры и разговоры. За столом мы только едим, а не играем.
  • Приучайте ребенка, есть первые блюда, молочные супы, кисель (жидкие блюда) ложкой. Вторые блюда – вилкой. Таким образом, Вы приготовите его к смене приборов, с которой ему придется столкнуться в дальнейшем.
  • Не делайте из ребёнка принца или принцессу. Пусть ест то, что приготовлено всем. Изысков быть не должно. Но разнообразие – приветствуется. И оформление может быть интереснее, чем у взрослых. И никаких поощрений в виде конфет. Ребёнок должен просто есть, а не отрабатывать приз. Если он голоден – съест и без обещаний сладкого.
  • Ребенка нужно сразу учить держать столовые приборы правильно! Ложку, например, нужно держать тремя пальцами: большим, указательным и средним. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ В КУЛАКЕ! Переучивать будет сложно.
  • Жевать нужно только с закрытым ртом («чавкать» за столом – недопустимо!)
  • Еду нужно класть в рот по чуть-чуть, а не «набивать» полный рот. Никогда не клади весь хлеб, всю фрикадельку или большой кусок еды в рот. Есть нужно только маленькими кусочками! (Иначе, ты или подавишься, или задохнешься и выплюнешь все обратно, что НЕДОПУСТИМО!) ( Если ты так сделаешь в гостях или при посторонних, то им будет неприятно.)
  • «Тянуть» с ложки суп нельзя. Нужно просто «вылить» суп в рот (так, чтобы тебя никто не слышал).
  • Нельзя класть локти на стол. Рука должна упираться об стол «серединой» между запястьем и локтем. (Если у тебя локоть лежит на столе, тебе неудобно есть!)
  • Самое главное правило: мы поднимаем руку и несем ложку ко рту, а не выгибаем шею «зигзагом», чтобы рот «попал» на ложку. Рука к столу не приклеена! Рука должна двигаться, а не голова! Если ребенок не понимает, нужно брать и поднимать его руку за локоть, помогая ребенку справиться на первых этапах.
  • В то время когда ты жуешь, ложка (вилка) должна лежать на тарелке. Нельзя класть ее на стол, размахивать ею, стучать по тарелке или по столу. Ты можешь ударить соседа, расплескать суп или еду, опрокинуть тарелку.
  • Если левая рука не занята хлебом, она должна лежать НА столе, а НЕ ПОД столом.
  • Спина должна быть прямая, не стоит выгибать спину в виде «?» и упираться грудью в стол, потому что вскоре у тебя будет болеть желудок (живот).
  • Когда ты пьешь, чашку нужно поднимать ко рту, а не выгибаться к чашке, когда она стоит на столе. Оторви локти от стола и подними чашку ко рту. Спина должна быть прямая!
  • Пить надо тихо. Так, чтобы тебя никто не слышал.
  • Когда ты выпил, поставь чашку на стол. Держать ее в руке не надо (рука устанет и в результате ты либо уронишь чашку, либо расплескаешь все на стол, а то и на пол).
  • Вставая из-за стола, обязательно нужно приучать ребёнка благодарить:  «Спасибо!»

 

 

 

 

  Организация полноценного питания детей

Организация полноценного питания детей – это сложный, многранный и достаточно трудоёмкий процесс.

подробнее.../свернуть

Здоровое питание является основой для жизнедеятельности. Именно в дошкольном возрасте уровень состояния здоровья ребёнка, успешность его физического развития во многом определяются качеством питания.

Недостаточно обеспечить ребёнка полноценным сбалансированным питанием в дошкольном учреждении. Большое значение имеет и правильная организация его в семье. Если нет чёткой преемственности в питании между дошкольным учреждением и семьёй, то работа детского сада в этом направлении теряет всякий смысл.

Урок 1
ЗАВТРАК

Часто мы слышим от мам, что ребёнок утром отказывается завтракать, капризничает. Давайте устроим своим домашним сюрприз хотя бы в выходные дни. Ведь за красиво накрытым столом проявляется хорошее настроение и человек настраивается на позитивный лад.
Поговорим о маленьких хитростях. Проветрите утром кухню. На стол положите салфетки на каждого члена семьи. На салфетку поставьте закусочную тарелку, наискосок справа – блюдце с чашкой, чайную ложку на блюдце. Вилку – слева от тарелки, ложку – справа. Если к завтраку нужны только вилка и нож, то вилку кладите слева, нож – справа от тарелки.
Завтракайте в спокойной обстановке. Постарайтесь не включать телевизор, ведите беседу со своим ребёнком. Привлекайте его внимание к продуктам, стоящим на столе.

МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ

Проследите за своим ребёнком, как он пьёт молоко. Его нужно пить медленно и маленькими глотками, в обратном случае, попадая в желудок и подвергаясь действию кислого желудочного сока, оно свёртывается трудноперевариваемыми кусками. И ещё одна хитрость. Молоко лучше других продуктов снимает усталость, потому что очень быстро всасывается в кровь.

Урок 2
ОБЕД

Сегодня мы хотим рассказать о том, как сервировать стол к обеду.
На стол проставьте две тарелки: сначала большую мелкую, а в неё глубокую суповую. С правой стороны положите столовый нож лезвием к тарелке и ложку углублением вверх. Столовую суповую ложку можно положить и за тарелкой ручкой вправо.
С левой стороны – вилку зубцами кверху, за ней ставят тарелочку для хлеба. Всю эту сервировку вам поможет сделать ребёнок. Тем более навыки у него есть. Обращайте его внимание на то, как важно принимать пищу за красивым столом. Далее раскладывайте чайные ложки, располагая их рядом с посудой или за ней ручкой направо. Когда суп съеден, вместо суповой тарелки ставят большую мелкую. После того как убрана вся посуда – подавайте десерт.

МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ

Мойте крупу под струёй холодной воды. Не замачивайте её заранее, так как она теряет вкус. Гречневую и манную крупу перед приготовлением поджарьте на сковороде – будет вкуснее.

Урок 3
ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ

Праздничный стол начинается с подбора скатерти. Хорошо выглядит белоснежная льняная скатерть, но теперь всё чаще используется скатерть из различных цветных легко стирающихся материалов. Можно подобрать цветные скатерти ярких, сочных или мягких постельных тонов.
Скатерть должна свешиваться за край стола на 35 см, салфетки для торжественного стола должны быть большого размера (35х35 – 45х45) и подходить к скатерти и посуде. Если стол накрыт двойной скатертью, то салфетки подберите такого же цвета, как и основная скатерть. Сложенные салфетки кладут на закусочные тарелки или слева от них.
Накрывая на стол, подумайте о цветах. Не рекомендуется ставить большие букеты и цветы с резким запахом. Тарелки ставьте на таком расстоянии одна от другой, чтобы при еде было свободно сидеть. Посуду на столе расставляйте так же, как для обеда.
Но вот на что следует обратить внимание! Принято, чтобы на лучшие места садились хозяева. По правую руку от хозяйки усаживайте самого почётного гостя, а по левую руку от хозяина – самую почётную гостью. На салфетки можно положить карточки с именами гостей или хозяйке самой указывать места. А ещё не забывайте, что каждому приёму гостей присущ и воспитательный момент. Чем красивее он организован, чем аккуратнее накрыт стол, тем больше эстетического удовольствия доставляет гостям.

МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ

Чтобы картофель получился рассыпчатым и вкусным, надо залить его подсоленным кипятком и поставить на большой огонь.
При его обработке пользуйтесь ножом из нержавеющей стали, так как витамин С разрушается от соприкосновения с железом.


Урок 4
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

Каждая мама знает, что питанию принадлежит первостепенная роль в сохранении здоровья ребёнка, а рациональное питание – одно из прекраснейших лечебных средств. В чём его польза?
В детский организм должны поступать растительные жиры – подсолнечное и кукурузное масло. Основную часть углеводов составляют крупы, хлеб, макаронные изделия, овощи и фрукты. Особое внимание необходимо уделять овощам и фруктам, поскольку они содержат витамины, минеральные соли, пектины, пищевые волокна и клетчатку.
Всё это известно каждой маме, поэтому мы хотим остановиться на таком вопросе, как органолептическая оценка пищи. Что же это значит? Прежде чем поставить блюдо на стол, мы невольно осматриваем внешний вид и вдыхаем запахи. Так вот органолептическая оценка начинается с осмотра внешнего вида блюда. Затем мы должны определить запах, так как этот показатель очень важен. Как хозяйки вы должны знать, что запах бывает чистым, свежим, ароматным, пряным, пригорелым и др.
Также оцениваем и консистенцию продуктов, при прожёвывании пищи – её жёсткость, сочность нежность, а также рассыпчатость, прилипаемость и т.д.
Последнее, на что мы должны обратить внимание, - вкус пищи. Он может быть горьким, солёным, сладким, кислым. Я не предлагаю устраивать вам дома лабораторию, но такая оценка не займёт много времени, зато позволит избежать многих неприятных и опасных ситуаций.


  Пытка едой

Вы слышали когда-нибудь, как громко и требовательно кричат птенцы в гнезде, требуя пищи? Пернатые родители с утра до вечера только и делают, что кормят своих детей, а те просят еще и еще. С не меньшим воодушевлением поглощают пищу личинки насекомых, котята, щенята и все остальные растущие организмы. И только среди человеческих детенышей встречаются такие, которые сидят грустные и бледные, роняют слезы в тарелку и совершенно, ну ни капельки, не хотят есть.

подробнее.../свернуть
Родители же, а часто и воспитатели в детском саду, стремятся скормить ребенку содержимое тарелки любыми способами: от мягкого “за маму, за папу, за бабушку…” до жесткого “пока все не съешь, из-за стола не выйдешь “. И если ненавистная каша и котлета все-таки съедены, мама с папой считают, что цель достигнута и все в порядке. А потом …
-Родители шестилетнего Андрюши пришли на консультацию в полном смятении,- рассказывает детский психолог, кандидат психологических наук Елена Анатольевна Смирнова.- Их сын недавно убежал из дома. Его быстро нашли и вернули, но мальчик огрызался, плакал и грозился сбежать снова. Потрясенные родители ничего не могли понять. Они клялись, что любят своего ребенка больше всего на свете, что были с ним добры, никогда не поднимали на него руки.…Но в ходе подробной беседы всплыла одна проблема – с малолетства у Андрюши был плохой аппетит и его заставляли есть.
Так отношения в семье оказались всерьез испорченными. Причем горький опыт ничему не научил, с виду разумных и благополучных, родителей. Через несколько лет они снова пришли на консультацию со своим вторым ребенком. Протестуя против родительского давления, семилетняя девочка совершенно перестала подчиняться, скрывала школьные оценки. Все это тоже оказалось результатом многолетней “войны” за столом.
Конечно, не все дети способны на открытый протест. Тихая, послушная девочка, которую тоже постоянно заставляли, есть, не убегала из дома сама, но это делали все персонажи ее игр. Потом она придумала сказочную страну, где бездомные дети-игрушки обретали новый дом и жили в нем совсем без взрослых .
Эту девочку заставляли есть на только дома, но и в детском саду, а потом в школе. Когда весь их первый класс на большой перемене строем шел в столовую завтракать, малышка начинала стучать зубами - от страха перед очередной “пыткой” едой. Окружающим казалось, что девочка просто замерзла, а она стыдилась кому-нибудь рассказать о том, что с ней происходит на самом деле.
Такое состояние врачи и психологи уже классифицируют как невроз. Нередко у детей, которых кормят сильно, наблюдаются и другие изменения поведения – они становятся не в меру упрямыми, агрессивными и плаксивыми.
Если вам случается насильно заставлять ребенка есть, то, читая эти строки, вы, вероятно, невольно начнете себя успокаивать: ну, у вас ведь совсем другая ситуация, с нашим ребенком такого случиться не может, ведь мы так любим его, желаем только добра….
-Увы! Даже если явных тревожных симптомов не заметно, насилие не может пройти бесследно для психики ребенка и его взаимоотношений с родителями, - утверждает Елена Анатольевна. Став старше, ребенок, скорее всего, простит маме и папе их чрезмерное рвение в вопросах питания. Но на подсознательном уровне он все равно будет помнить, что эти люди способны совершить насилие, не считаясь с его потребностями и чувствами. И по-настоящему близкие, доверительные отношения в такой семье построить будет очень тяжело.
Пользы для здоровья от кормления через силу тоже никакой. Исследования, проводившиеся в США (их результаты опубликованы в журнале Американского психологического общества), показали, что дети, которых кормят насильно, впоследствии значительно чаще страдают нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта щитовидной железы, не говоря уже о страхах и неврозах.
Но это еще не все. Если родители всегда решают за ребенка, когда ему нужно поесть, когда поспать, а когда потеплее одеться, не считаясь с его собственным мнением, у маленького человека плохо формируется способность осознавать и удовлетворять свои потребности. Даже став взрослым, он часто не может понять, чем хочет заниматься, чего ему не хватает для счастья. Способность к волевому регулированию своего поведения у таких людей тоже снижена.
Вообще-то человеческий организм-это саморегулирующаяся система, которая способна хорошо приспосабливаться к самым разным условиям. Одна из таких приспособительных реакций - снижение аппетита во время болезни, при сильном стрессе, при резкой смене обстановки, климата и т.п. Заставлять ребенка есть в такие моменты – значит наносить вред его здоровью, мешать организму приспособиться к трудной ситуации.
Получается, что и с психологической, и с медицинской точки зрения заставлять ребенка есть – вредно. Тогда почему же это так часто происходит? Что заставляет родителей идти против здравого смысла и научных рекомендаций?
Причин, по мнению Елены Анатольевны, несколько. Во – первых, очень живуч в нашем народе стереотип: ”Сытость, упитанность – это здоровье”.
Особенно у людей старшего поколения, переживших войну , разруху, голод. Во-вторых, большую роль играет традиционное для нашего уклада отношение к ребенку как к существу неразумному, не понимающему, что для него хорошо, а что – плохо.
Есть и другие моменты. Некоторые родители, подсознательно чувствуя, что не способны уделить своему ребенку достаточно внимания и ласки, невольно пытаются компенсировать это усиленной заботой о его питании.
Властные, авторитарные родители воспринимают отказ от еды как одну из форм непослушания, нарушения дисциплины и порядка.
Взрослые, которые считают важным поступать “как положено”, ‘как должно”, находятся под гнетом стереотипа: ”Ребенок должен питаться”. Им кажется, что в противном случае они плохо выполняют свои родительские обязанности.
Тревожные родители все время переживают, что с их ребенком что-то не в порядке – он слишком худой, слишком слабый, отстает в развитии и т.п. Стремясь как-то заглушить свою тревогу, они отчаянно пытаются создать иллюзию благополучия. Не надо забывать и о том, что в тоталитарном обществе, из которого все мы родом, насилие вообще считалось нормой. В частности, воспитателей в детском саду обязывали скормить каждому ребенку его порцию. Кстати, в европейских странах, где столь важное значение придают правам человека, насильственное кормление встречается намного реже. Там принято относиться к младшим, как к равноправным членам семьи. Ребенок, страдающий от насилия в семье, может даже подать на родителей в суд.
У нас другие традиции, другой менталитет. Но отношение к собственному ребенку как к несознательному, неразумному существу, не понимающему, что ему нужно, не самое лучшее, что мы можем ему дать.
- А были ли в вашей практике случаи, когда родители осознавали причины проблем и меняли свое поведение?– спрашиваю у Елены Анатольевны.
- Да, такое случается, хотя и нечасто, к сожалению. Одно время я консультировала семью, в которой единственного обожаемого сына пичкали едой многие годы. Постепенно очаровательный пухлый карапуз превратился в неуклюжего толстого подростка, который очень страдал от насмешек сверстников. Но родители, ничего не замечая, продолжали уговаривать его съесть еще один блинчик, еще одну котлетку. В 14 лет мальчик, осознав, что его довели до такого состояния собственные родители, вдруг возненавидел их, стал агрессивным, злым. Острота конфликта заставила родителей обратиться к психологу. После нескольких консультаций они в корне изменили свое поведение; иначе организовали питание в семье, помогли сыну сесть на диету и стали всячески поощрять занятия спортом. За несколько месяцев мальчик похудел, окреп, почувствовал себя полноценным человеком. Наладились и отношения в семье.
И еще одна история. У четырехлетней девочки из-за постоянного несильного кормления возникло неприятное нарушение – энкопарез( недержание кала )/.
Для мамы, придававшей исключительно важное значение чистоте и аккуратности, это было настоящей трагедией. После бесед с психологом мама осознала причину болезни ребенка и приняла решение изменить свой подход к питанию дочери. Но как же ей было трудно ! Как болезненно она переживала этот период! Предоставив дочери свободу за столом, мать сама заболела – перестала спать. Но случаи недержания становились все более редкими, пока полностью не прошли. Мамино самочувствие тоже постепенно пришло в норму.
- Не все родители имеют возможность в нужный момент обратиться к психологу. Как поступить тем, кто хочет отказаться от насильственного кормления, но не знает, с чего начать?
- Начать нужно c осознания причин. Без этого невозможно взять свое поведение под контроль разума. Надо помнить, что те причины, которые мы с вами назвали, могут в каждом конкретном случае встречаться по отдельности или в различных сочетаниях.
Затем нужно обсудить с ребенком его меню. Нет никакой необходимости заставлять его есть те блюда, которые вызывают отвращение. Любой продукт, даже самый полезный и питательный, можно заменить каким-нибудь другим. Среди полезных продуктов всегда можно найти вкусные, а среди вкусных – полезные.
А еще чадолюбивым, тревожным родителям надо осознать, что их ребенок совершенно точно не умрет от голода, если они перестанут заставлять его есть. И, конечно, приняв такое решение, нельзя от него отступить.
- Некоторые родители пытаются не кормить ребенка, пока он не попросит. А он не просит сутки, двое…. И они не выдерживают, снова заставляют его есть.
- Давайте еще раз вспомним: организм человека должен сам регулировать свои потребности в пище. Чем дольше ему отказывали в такой возможности, тем медленнее он восстанавливается. Но рано или поздно это все равно произойдет.
Помогает упорядочить питание режим дня. Не захотел есть в завтрак – не надо. До обеда – никаких перекусов. Не захотел обедать – ждем ужина. И совсем не обязательно ребенок, проголодавшись, съест сразу два или три блюда. Возможно, это будет только одно яблоко. Значит, организму в данный момент больше не требуется. Еда должна быть удовольствием. Нет ничего страшного в том, считает психолог, если маленькому ребенку за столом читают книжку или рассказывают сказку. Это лучше, чем стоять рядом с ремнем в руках. К тому же маленькие дети, которым свойственна повышенная подвижность, иногда просто не способны долго сидеть на одном месте. Чтение или рассказ помогают им успокоиться и сосредоточиться. Ну а если вам все равно трудно поверить в то, что ребенок сможет насытиться без вашего “руководства”, поговорите на эту тему с любой многодетной мамой. Скорее всего, она признается, что у нее едва хватает сил и времени, чтобы приготовить достаточное количество еды, а уж съедается все очень быстро и с удовольствием. Не потому, что ее дети какие-то другие. Просто маме некогда создавать из этого проблему.

 


                         

 

телефон: 280 26 44,  электронная почта: ddu174@minsk.edu.by, регистрационное свидетельство:190849600

 

Семья должна заботиться, чтобы человек отвечал требованиям общества, какие были 20 лет назад, улица – требованиям сегодняшним, школа – требованиям, какие будут через 20 лет.(Михаил Гаспаров)