Развитие ребенка © Санаторный ясли-сад №174 г.Минска

 

XX

Изменение размера шрифта

Все современные браузеры позволяют изменять размер шрифта на странице сайта путем изменeния масштаба

В большинстве случаев для изменения масштаба воспользуйтесь комбинацией клавиш "Ctrl и +" или "Ctrl и -"

Так же можете использовать комбинацию "Ctrl и скролл"

Дополнительная информация доступна по ссылке https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

РусскийБеларускi

 

Государственное учреждение образования
Санаторный ясли-сад №174 г.Минска

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

индекс цитирования

индекс цитирования

 

наш баннер

 

админ сайта

 

© copyright

 

Развитие ребенка


19.02.2015  НЕ БУДЬ ТОРОПЛИВ, А БУДЬ ПАМЯТЛИВ

Запоминать умеет тот, кто может быть внимательным.
С. Джонсон

подробнее.../свернуть
Все, что мы воспринимаем, чаще всего не проходит бесследно, а сохраняется в нашей памяти. Память – это свойство психики воспринимать, сохранять и воспроизводить полученную информацию. Хорошая память – важнейшее условие успешного обучения, приобретения знаний. На протяжении всей жизни человека память не остается неизменной, ее можно и нужно тренировать и развивать. Упражнениям и тренировке поддаются разные виды памяти, в зависимости от того, что именно запоминается: конкретные образы (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные), движения, эмоции, чувства, слова. Важно наличие или отсутствие цели что – то запомнить, припомнить, сохранить материал надолго или нет. Помнить можно долго (иногда всю жизнь), а можно всего несколько секунд.
Поскольку обучение в школе носит, как правило, словесный характер и направлено на усвоение значительного объема информации, успешность обучения во многом обусловлена уровнем развития памяти, прежде всего смысловой (желательно долговременной).
В результате организации целенаправленной работы взрослого с ребенком создаются условия для развития в старшем дошкольном возрасте способностей к образному, детальному запечатлению, освоению ряда мимических приемов, принятию цели запомнить, осознание необходимости применить усилие для запоминания, контроля при воспроизведении и др.
Специальными исследованиями было установлено, что разные виды памяти развиваются у детей по – разному.
Так, у мальчиков выявлена следующая последовательность:
-Вначале лучше развита память на предмете;
-Затем – на слова со зрительным и слуховым содержанием;
-Потом – на звуки, числа и отвлеченные понятия;
-И, наконец, на пережитые эмоции.
У девочек эта последовательность несколько иная:
-Сначала сильней проявляется память на слова со зрительным содержанием;
-Потом – на предметы;
-Далее – на звуки, числа и отвлеченные понятия;
-На пережитые эмоции (как у мальчиков).
Это связывают с тем, что зрительная память у девочек развита лучше, чем у мальчиков.
Если же результаты проверки памяти оказались «скачущими» и ребенок запоминает то 5 – 6, то 2 – 3 слова, это обычно является проявлением быстрой утомляемости. Такие результаты чаще всего бывают у детей ослабленных, болезненных, с повышенной возбудимостью. В первую очередь они нуждаются не в тренировки памяти, а в оздоровительных мероприятиях, направленных на улучшение сознания здоровья.

Как развивать память?
-Развивать у детей любознательность, интерес к окружающему; строить обучение в соответствии с возрастом и с индивидуальными потребностями и интересами ребенка;
-Широко использовать игровые мотивы, побуждающие запоминать; варьирование повторений; наглядности и слово; заучивание стихов;
-Обучать специальным приемам для развития предпосылок логического запоминания, таким, как смысловое соотнесение и смысловая группировка (раскладывание картинок по определенным группам, каждая из которых либо обозначена одной картинкой, либо названа словом; называние обобщающим словом сгруппированных картинок или названных взрослым слов и пр.);
-Чаще обращаться к детям с вопросами, которые нацеливают его на воспоминания о прошедших событиях в их жизни или в жизни известных героев сказок, персонажей просмотренных мультфильмов;
-Организовать работу по образцу (зрительному, словесному); зрительный образец сначала может быть постоянным, а затем время его рассмотрения постепенно сокращается;
-Давать отсроченные во времени поручения дома и в детском саду (на вечер – утром, на завтра – вечером);
-Чередовать умственную деятельность с двигательною активностью (последняя снимает утомление и ускоряет протекание восстановительных процессов головного мозга).

(книга О.А.Анищенко «Играя готовим к школе», Мозырь, 2006г.)

03.04.2015  КТО ТАКИЕ «ГУЛЕНЬКИ»?

(Использование произведений художественной литературы
в развитии речи младшего дошкольника)
Дошкольники очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, т. е. они запоминают все буквально, даже не желая того. Образная, богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у детей младшего дошкольного возраста- явление крайне редкое. А между тем овладение речью в возрасте 3-4 лет имеет ключевое значение: именно этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.

подробнее.../свернуть
Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. В словаре В.Даля под речью понимается «что-либо, выраженное словами, устно или на письме; предложенье, связные слова, в коих есть известный смысл. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи малыша на самотек. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером и у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей, а уж систематические занятия по развитию речи- явление чрезвычайно редкое. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели, ставя задачу развития речи дошкольника с младшего возраста. Назовем наиболее типичные.
·Состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений речь ( так называя «ситуативная речь»). Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Однословные ответы на вопросы ( да, нет, хорошо, плохо).
·Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.
·Использование в речи сленговых слов, рекламных клише (результат просмотра телепередач, рекламных роликов), нелитературных слов и выражений.
·Неспособность грамотно сформулировать вопрос.
·Неспособность построить монолог, например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ короткого текста своими словами.
·Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест.
·Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д..
·Плохая дикция.
Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием младших дошкольников. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок и т.д.
Известно, что художественная литература- это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития. Поэтому, пользуя определенные формы работы с художественной литературой, родитель становится активным участником процесса речевого развития младшего дошкольника. В качестве материала для развития речи дошкольников предлагаются произведения малых жанров (колыбельные песни, потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, загадки). Это обусловлено возрастными особенностями младших дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь короткий период времени.
1.Чтение (или пение) колыбельных песен и потешек- читайте малышу, начиная с раннего возраста, потешки, колыбельные, прибаутки; при этом следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни и потешки- бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например: котя, котенька, коток; коза, козонька и т. д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочитаний. Положительная эмоциональная окраска колыбельных и потешек делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух.
2.Знакомство с пословицами и поговорками и их активное использование в ежедневной речи- произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У младших дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, слова, торопятся, проглатывают окончания, другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается на специальных занятиях: никто от природы не обладает идеальным произношением.
3.Знакомство со считалками и их активное использование при формировании грамотной образной речи- считалка является малым жанром детского фольклора. Кроме фольклорных считалочек существуют литературные, созданные конкретным писателем
(С. Михалков «Котята».
Э.Успенский «Тигр вышел погулять»
Л.Фадеева «Научилась я считать»
Д.Харме «Веселые чихи»
Е.Благинина «Раз- два- синева!..» и др.)
Особые способы рифмовки, а также частое использование в повседневной игровой деятельности делают считалки незаменимыми для развития речи.
Если в художественном тексте встречается незнакомое слово, необходимо объяснить его значение. Особое внимание уделяется знакомству с эпитетами, сравнениями, метафорами и другими художественно-выразительными средствами языка. Отвечая на вопросы взрослого, описывая предложенные картинки и собственные рисунки, участвуя в собственной игровой деятельности, ребенок использует средства, с которыми его познакомил взрослый.

22.10.2014  КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НЕ СТАТЬ «РАССЕЯННЫМ С УЛИЦЫ БАССЕЙНОЙ»?

В основе такого полезного качества, как наблюдательность, лежит внимание. Внимание бывает двух видов: непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное внимание – самое раннее в развитии человека. Это как бы реакция на раздражительность: внезапный звук, яркий предмет, любое движение.

подробнее.../свернуть
Другой вид внимания – произвольное, когда человек специально сосредотачивается на чем-либо. Здесь главное – волевой механизм, умение себя организовать, не отвлекаться (обучение в школе ориентированно в основном на произвольное внимание, поэтому его надо воспитывать и тренировать).
Тренировку внимания начинаем в самом раннем возрасте с развития наблюдательности. Это возможно в любой момент жизни. Просто нужно почаще обращать внимание ребенка на конкретные вещи: «Красиво сделано, да?», «Хорошо поступил, верно?», «Вкусно пахнет, правда?»
Заметьте, это каждый раз приглашение ребенка к разговору, «включение» его в ситуацию. Сравните с утверждениями: «Красиво сделано», «Хорошо поступил» и т.д. Они просто оценочные. А без подключения к оценке ребенок может и не услышать взрослого.
Развитие наблюдательности можно превратить в веселую и занимательную игру. Например, предложите ребенку заметить и запомнить спрятанные под салфеткой предметы, когда вы их откроете сначала на 2 мин., потом на 1 мин., потом на 30 сек. (предметов не должно быть больше семи, и дети, безусловно, должны их знать).
Очень важно воспитывать готовность ребенка быть внимательным всегда. Конечно, для детей это также должна быть ситуация игры.
Например, закройте ребенку глаза и попросите описать, как вы сегодня одеты? Какого цвета занавески? Сколько цветов на окне? Неожиданные вопросы полезны потому, что помогают организовать и дисциплинировать внимание ребенка. Дело в том, что его внимание рассеивается, направленность внимания на что-либо все время подвергается «атакам» многих раздражителей. Вопросы взрослого помогают справиться с этими отвлечениями. «Какого цвета был велосипед у мальчика?», «Кто вел ребенка – мама или бабушка?» Не забывайте хвалить ребенка, даже если он ошибается.
Заметно развивает наблюдательность, целенаправленное совместное рассматривание и обсуждение картинок, в том числе их деталей. Если взрослый придает этому обсуждению оценочный характер, он тем самым способствует развитию у ребенка способности к анализу, а это уже мыслительный процесс. Например, какая-то деталь на картинке не просто констатируется, а как бы «развертывается»: «Это облако белое, легкое, а это темное, тяжелое. Из какого может пойти дождь?»
Очень полезны игры типа «Найди отличия», «Отыщи одинаковые», «Нарисуй по образцу».
Внимания требуют многие подвижные игры с мячом «Одушевленные – неодушевленные предметы» (одни ловим, другие нет).
Внимание обладает важными качествами: емкостью, скоростью переключения и устойчивостью. Емкость показывает, как много объектов одновременно могут быть охвачены вниманием; скорость переключения – быстроту переключения внимания с одного объекта на другой; устойчивость – способность удерживать внимание на одном предмете нужное время.
Что же на психологическом уровне влияет на поведение наблюдательных, рассеянных и обычных людях.
Во-первых, каждый обладает разными природными задатками: скоростью нервных процессов, быстротой переключения с одного процесса на другой, степенью активности и утомляемости и т.д. Понятно, что быть наблюдательным (восприимчивым) легче тому, у кого более лабильная, подвижная психика.
Поэтому несправедливо и бессмысленно упрекать рассеянного ребенка в не наблюдательности. Он рожден таким! Другое дело, что, к счастью, любое качество можно развить – только потолок у каждого свой.
Во-вторых, более наблюдательные, как правило, оказываются и более любознательными, а в основе этого качества лежит «интеллектуальная активность» (ИА), которая, как показали исследования отечественных психологов, является тоже врожденной.
В-третьих, рассеянность не обязательно означает общую несобранность внимания. Иногда это результат высокой концентрации внимания на каком-то одном предмете или на своем внутреннем мире, переживании. Сейчас становится все более распространенным уход ребенка в виртуальный компьютерный мир, который оказывается для него более интересным. Такой ребенок тоже выглядит рассеянным, не заинтересованным в реальном мире и даже отстраненным от него.
В-четвертых, на развитие внимания влияют, несомненно, психологические факторы: способы воспитания и обучения ребенка, стиль отношений с взрослыми и сверстниками, возможности реализации способностей ребенка ит.д.
В-пятых, на умственную деятельность, в частности на внимание, влияют неполноценное питание, авитаминоз, недостаток микроэлементов, хронические и инфекционные заболевания, глисты и т.д. Они могут стать основной причиной рассеянности и временного «поглупения» или постоянного отставания ребенка в своем развитии.
Справедливости ради нужно заметить, что говорить о развитии какого-то одного, отдельно взятого качества или психического процесса можно только теоретически. Человеческая психика – гармоничное сочетание, переплетение множества качеств, свойств, процессов, перетекание и превращение одного в другое. На практике мы можем только усилить акцент на воспитании, развитии того или иного выбранного нами в данный момент качества, а влияние распространится на все процессы, всю психику в целом, потому что она целостна. Воспитываем внимание – обеспечиваем лучшее восприятие, память, формируем характер. Заботимся о наблюдательности – даем пищу для мышления, понимания, выработки отношения, собственного мнения. И так – во всем.

(журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2005, Путляева Л. «Воспитание внимания»)

14.04.2015  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАГАДОК В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

подробнее.../свернуть
Игра «Отгадай загадку»
Игра такого типа подойдет детям 3-4 лет. В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению. Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте его внимание на то, что, если отгадка приводится без доказательства, возможен другой ответ. Например, «Красная девица сидит в темнице, коса на улице». Дети, как правило, быстро находят ответ на вопрос «Что это?», а вот в доказательствах затрудняются. На вопрос «Почему?» обычно отвечают: «Потому что красная». Необходимо обратить внимание детей на другие признаки, указанные в загадке. Если дети поймут, что «сидит в темнице» означает «растет в земле», тогда можно задать вопрос: «А не редис ли это? Ведь тоже в земле растет и тоже красный?». Обратите внимание малыша на то, что «в темнице сидит» именно «она», поэтому предметы мужского рода (лук, чеснок, редис) сразу отпадают. Ребенок должен усвоить: даже незначительные на первый взгляд детали играют существенную роль в доказательстве. Затем обратите внимание на то, что «она» растет на грядке: «Может быть, автор загадки имел в виду свеклу? Ведь она тоже красная». Пусть малыши порассуждают. Предложите свою версию: свекла на самом деле не красная, а темно- бурая. Объясните, что словосочетание «красная девица» имеет еще и другое значение: автор имел в виду прежде всего не цвет, а ее красоту. Те же самые наводящие вопросы можно использовать, если ребенок не знает отгадки. Так он будет учиться думать, доказательно излагать свои мысли, строить рассуждения. Младшим дошкольникам можно предложить следующие загадки.

09.09.2014  ПЕРЕСКАЗЫ КРУГЛЫЙ ГОД

В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит источником знаний об окружающем мире, средством общения и взаимопонимания людей. В связи с этим важное значение приобретает умение детей пользоваться связной речью.

подробнее.../свернуть
Следует помнить, что темпы овладения языком у детей неодинаковы. При раннем темпе речевого развития рассказывание без специального обучения появляется в 4-5 лет. Дети пересказывают любимые сказки и самостоятельно сочиняют истории, действуя с игрушками. Нормально, если в семь лет они могут самостоятельно рассказать знакомую традиционную сказку, составить небольшое устное сочинение по картинке.
У дошкольников постепенно формируется такая форма речи, как монолог. Она возникает вследствие желания детей поделиться своими мыслями, чувствами, знаниями об окружающем мире. В отличие от диалога, монологическая речь отличается развернутостью, потому что слушателей необходимо ввести в обстоятельства событий, достичь понимания своего высказывания. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи, опирается на мышление, логическую последовательность. Чтобы монологическая речь была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения. Кроме того, речь должна быть четкой и внятной. При этом она приобретает форму короткого рассказа, в котором обязательно отражается что-то, взволновавшее рассказчика. Дошкольники, как правило, любят рассказывать знакомые сказки, пересказывать прочитанное, передавать содержание мультфильмов. Но они не всегда удерживают логику событий, путают факты и их последовательность.
В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами монологической речи: пересказом и рассказом (правда пока еще в в элементарной форме). Пересказ – это наиболее легкий тип речевой деятельности, так как дети излагают готовое содержание и пользуются готовой речевой формой. Важно, чтобы они могли осмыслить текст, передать его свободно, но с сохранением основной лексики автора. Передача событий при пересказывании происходит в определенной последовательности: экспозиция – вступление; развитие действия – основное содержание; развязка – окончание.
Важное место в развитии монологической речи занимают игры и упражнения с лексическим содержанием, которые являются необходимым условием развития смысловой стороны речи. Большое значение в них имеет сравнение разных предметов и объектов, выделение в них различных свойств и функций. Сравниваться могут как реальные объекты (игрушки, картинки, предметы одежды, мебели и т.п.),так и воображаемые ситуации (действия веселого и грустного медвежонка, погода ранней и поздней осенью, настроение персонажа до и после описанного события). Словарные упражнения, предваряющие рассказывание, способствуют обогащению связной речи детей точными и образными словами и выражениями.

(книга «Пересказы круглый год», М., 2005г.)

13.05.2014  ПУТИ ОСВОЕНИЯ ПИСЬМА

Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Причин тому несколько:

подробнее.../свернуть
·недоразвитие мелкой мускулатуры руки (пальчиковой);
·однообразие, монотонность организации обучения;
·маленький размер и сложность элементов современной русской каллиграфии и др.
Кроме того, во время освоения письма часто страдает зрительная и нервная системы ребенка. Избежать колоссальных затрат физических, умственных, нервных сил, снизить нагрузку на ребенка в процессе обучения письму можно, организовав подготовительную работу.
Для подготовки ребенка физически и психологически к освоению письма в школе необходимо:
1.формировать прочные навыки самостоятельного письма печатными буквами;
2.развивать фонематический слух детей: совершенствовать умение различать на слух все фонемы родного языка изолированно и в звуковом окружении;
3.развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок, шнуровок и т.д.;
4.создавать условия для формирования у детей устойчивой мотивации к овладению навыками письма, вызывая чувство удовлетворения от работы;
5.развивать абстрактное мышление детей, формируя навыки работы со знаками (буквами) – символами;
6.развивать мыслительные процессы детей: зрительное и звуковое восприятие, память, логику, аналитическое мышление (расчленяя и синтезируя объект), творческие способности;
7.воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность;
8.вызывать у детей заинтересованность в освоении письма, стремление учиться писать в школе;
9.вырабатывать у детей положительное отношение к письму, подвести их к осознанию того, что «писать красиво, легко и приятно»;
10.воспитывать любовь и уважение к родному языку: его богатству, красоте, гармоничности.

16.12.2014  Рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.

подробнее.../свернуть
1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа: «Дай ручку. Где ножка?». Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах.
4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки – ку-ку, Паровозик – ту-ту). Первые слова, произносимые ребенком на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
7. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудио- информацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
8. Не говорите при ребенке о его отставаниях.
9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
10. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой - маленький), соотносить цвета, форму («Дай такой же»), количество (один - много).
11.Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока - белобока».

(журнал «Логопед» №5, 2006, Левина Е.В. «Рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить»)

10.04.2015  СКОРО В ШКОЛУ. ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ.

Готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье.

подробнее.../свернуть
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Об интеллектуальной зрелости говорит способность ребенка концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями и др. Эмоциональная зрелость проявляется в ослаблении импульсивных реакций на события и умении длительно выполнять не всегда привлекательную работу (произвольность поведения). Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками, умение слушать и выполнять указания учителя; подчинять свое поведение установленным правилам.
Однако не следует путать интеллектуальное развитие детей и их обученность. Например, ребенок, поступивший в школу, не умеет читать, писать или считать, но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через пару месяцев легко догоняет своих одноклассников.
Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы школьной жизни и даже создать временную успешность. Но здесь же кроется и опасность – ему будет скучно учиться.
Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится. Поэтому взрослым целесообразнее сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость, и на здоровье будущего первоклассника. Ведь с приходом в школу физическая нагрузка на организм увеличивается. Часто болеющий ребенок выбивается из нового ритма жизни, ему приходится догонять пропущенное. Дополнительная психическая и физическая нагрузка тяжела для ребенка, он может потерять веру в свои силы.
Еще в детском саду выясняется, есть ли у ребенка дефекты речи. Родители должны знать: речевые дефекты затрудняют процесс овладения грамотой, тормозит формирование навыка правильного письма. Поэтому необходима консультация и занятия с учителем-дефектологом.
Очень важный момент – желание учиться. Опросы детей показали: поступить в школу хотят практически все, но причины этого желания разные: одни идут в первый класс потому, что там будут учиться их друзья; другим нравится новый ранец и тетрадки; третьих интересуют звонки и перемены в школе. Эти ответы говорят о том, что дети еще не осознали важности учебы и не готовы к новому, важному шагу в жизни.
Правильно сформированная внутренняя позиция будущего первоклассника является его готовность к школе. Ребенка нужно научить слушать взрослого, четко выражать свои мысли, быть внимательным, усидчивым, контактным, содержать в порядке рабочее место. Важно, чтобы он умел правильно держать карандаш и ручку, уверенно рисовал, лепил, пользовался ножницами, умел составлять рассказ по картинке.
Кроме того, будущий ученик должен обладать и таким необходимым качеством, как самостоятельность. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить книги в ранец, в его школьной жизни возникнут определенные трудности.
Таким образом «портрет» идеального первоклассника предполагает наличие определенных качеств:
-Стремление к общению со сверстниками;
-Желание учиться (уметь читать, писать, считать);
-Хорошее здоровье;
-Эмоциональный настрой (тревожность, мотивация своих действий и др.);
-Грамотная речь, связное изложение своих мыслей;
-Стремление к сотрудничеству со взрослыми;
-Развитая произвольность поведения;
-Любознательность и стремление к открытиям;
-Хорошо сформированная координация движений и графических навыков.
Каждый родитель знает , какое качество наиболее значимо для его ребенка, и при активной помощи специалистов будет его развивать.

(журнал «Ребенок в детском саду» №5, 2005, Дулина О.В., Коновалова И.О. «Скоро в школу»)

19.02.2015  ТАЛАНТЫ ДЕТЕЙ – НА КОНЧИКАХ ИХ ПАЛЬЦЕВ

При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогает детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.

подробнее.../свернуть
Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приемы:
-Пальчиковая гимнастика;
-Показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «колокольчик», «зайка» и т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
-Конструирование из счетных палочек;
-Лепка из соленого теста и теплого воска;
-Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (папиросной, газетной, картона и др.)
Восторг вызывает создание запланированного беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки, подбрасывание вверх, любование их полетом («разноцветный бумажный дождь») с последующим сбором обрывков и выполнением аппликации «Радуга»;
-Сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги;
-Выполнение аппликаций из природного материала (семян, яичной скорлупы и т.д.);
-Выкладывание из морской гальки на фоновой бумаге различных изображений (узоров, геометрических фигур, букв и др.);
-Нанизывание бус и пуговиц на проволоку, тесьму или леску;
-Создание на ткани изображений и узоров из цветных нитей;
-Сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубки;
-Завязывание бантов и узлов различной конфигурации;
-Перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль, бобы и т.д.).
Летом прекрасным тренажером для развития мелкой моторики является песок. Дети оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, глубоко погружают руки в чистый сухой песок, просеивают его между ладонями. Строительство дорог, туннелей, гор, мостов, рисование по мокрому песку пальцами или палочкой, выкладывание узоров из мелких камешков – увлекательное занятие.
С удовольствием дошкольники играют в «археологов» - проводят раскопки в песке. Используя палочки, щепки и
кисточки, малыши «обнаруживают» в песочнице спрятанные «клады», мелкие игрушки и т.д.

(журнал «Ребенок в детском саду» №2, 2006, Анучина Н.А. «Таланты детей на кончиках их пальцев»)

21.12.2015  Логоритмика для малышей

Обучение правильному звукопроизношению – это одно из направлений развития речи детей 3-4 лет.Одним из видов речевой работы является логоритмика. Она помогает соединить речь с движением, способствует развитию чувства ритма, нормализации и регулированию темпа высказывания (Э.Жак-Далькроз, В.А.Гринер, Г.А.Волкова).

подробнее.../свернуть
Фонетическую и логопедическую ритмику с успехом используют в психотерапии как часть кинезотерапии («терапия (лечение) движением»).
Занятия ритмикой с детьми, имеющими слуховые, речевые, двигательные и интеллектуальные нарушения способствуют решению коррекционных задач:
üактивизация высшей психической деятельности через развитие зрительного и слухового внимания;
üувеличение объема памяти;
üразвитие зрительного и слухового внимания;
üразвитие артикуляторного аппарата;
üформирование двигательных навыков.
Логоритмические занятия включают двигательные, речевые и дыхательные упражнения, пальчиковые и подвижные игры, упражнения на развитие внимания и памяти, танцы под ритмодекламацию, простую артикуляционную гимнастику, песни и стихи, сопровождающиеся движениями, упражнения на релаксацию.
Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка.

(книга М.Ю.Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет» М., 2006г.)

19.03.2015  Организация полноценной речевой среды для детей младшего дошкольного возраста

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых – родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др.) сначала механического (рефлекторного), а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д.

подробнее.../свернуть
Рекомендации родителям могут быть такого рада:
1.обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо, произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделяя ударный слог;
2.каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие;
3.неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза. Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи.

(журнал «Логопед» №5, 2004, Левина Е.В. «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста»)

02.04.2015  Организация работы по развитию речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста

Родителям следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять до 3 минут дыхательные упражнения и игры.

подробнее.../свернуть
-дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
-дуть на привязанные к ниточке шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
-надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
-сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра «Футбол»);
-дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.
Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.
Профилактика заболеваний ЛОР-органов: острый и хронический ринит, риносинусит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и т.д. – важный компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, неба.
Так например: хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению интердентального(межзубного) сигматизма и т.д.
Дыхательная гимнастика
Для профилактики и лечения этих заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить следующую дыхательную гимнастику:
-Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5 – 6 раз).
-Сделать по 8 – 10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
-Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
-При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
-Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукивание по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».
-Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3 – 4 раза).
-Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук «а-а-а» (5 – 6 раз).
-Полоскать горло 1,5%-ным раствором морской (поваренной) соли.

(журнал «Логопед» №5, 2004, Левина Е.В. «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста»)

 


                         

 

телефон: 280 26 44,  электронная почта: ddu174@minsk.edu.by, регистрационное свидетельство:190849600

 

Старайся знать все о чем-нибудь и что-нибудь обо всем. (Генри Питер Брум)